На карбюраторе - брать или не брать?

Механическая система питания или общим языком – карбюратор. Первый карбюратор, был придуман, изобретен и испробован еще в далеком 1895 году ученым по имени Вильгельмом Мэйбахом. И по сей день, эта система питания двигателя служит нам верой и правдой.

Цари и боги

На данный момент, карбюраторам оснащают мототехнику, которую хотят удешевить в производстве, и как следствие, снизить конечную стоимость для покупателя. Установка их идет от садовой техники до полноценной мототехники.

  Почему? Вот ответ:

  • карбюратор, дешевле в производстве, нежели инжекторная система;
  • менее прихотлив к используемому топливу;
  • поддается механической настройке и механическим улучшениям;
  • не нуждается в дополнительных системах;
  • более простое устройство;
  • лучше держит критические нагрузки;
  • может продолжать функционировать, имея ряд критических неисправностей.

Вроде бы идеал для топливных систем! Имеет столько плюсов, по отношению к инжекторным системам. И тут возникает закономерный вопрос – почему от этой системы отказались многие компании и уже давно? 

Как любая система – карбюраторная система питания не идеальна. Имеет очень много недостатков, которых нет у инжекторных систем. Из-за отсутствия з/ч частей на системы снятые с производства стала еще и не очень дешевой, какой была изначально.

Вот, собственно, минусы карбюраторной системы питания:
  • при длительном игнорировании критических поломок, может потерять полностью пригодность к эксплуатации;
  • точность дозировки топливовоздушной смеси гораздо хуже, чем у инжекторных систем;
  • расход топлива больше, чем при использовании инжекторной системы;
  • нет страхующих систем, при ресинхронизации;
  • большинство деталей сняты с производства, сложны в поиске замены;
  • практически полное отсутствие специалистов для работы с такими системами;
  • проблемный запуск в холодное время;
  • плохая работа в условиях очень высоких температур.

Это основные недостатки карбюраторной систем питания. Но, это не повод от нее отказываться, так как она имеет место быть и при должном уходе и правильности в эксплуатации может служить очень долго. 

Разберем все ее основные плюсы и преимущества по порядку.

Дёшево и сердито

Карбюратор всегда будет дешевле в производстве даже по той простой причине, что это предшественник инжектора. Он был изобретен в те времена, когда люди о простом станке даже и мечтать не могли.

Да, современный карбюратор - это точное изготовленное изделие. Просчитанное инженерами для установки на технику с конкретными задачами. Но все же это не инжектор. Он не высокоточен!

Карбюратор имеет только несколько деталей имеющих очень высокую точность в расчетах при изготовлении. Таких деталей не более 25% на все изделие, тогда как в инжекторной системе – это все 80-95%. Остальные детали выполнены в более «свободных расчетах».

Такими деталями являются жиклеры и все те каналы, которые вынимаются из карбюратора. Сам корпус изготовлен путем литья под давлением. Остальная часть деталей либо изготовлено на токарных станках (латунные и алюминиевые детали), либо отлито в формах (пластик и алюминий).

Все это дает более быстрый процесс выпуска готовой детали и, как следствие, более дешевый конечный продукт. В то время, как детали инжектора, большая их часть, изготовлены путем вытачивания на высокоточном оборудовании с применением современных материалов, таких как металлокерамика и прочные пластики. А так же имеет блоки управления впрыском, с возможностью перепрограммирования.

Что же он ест?

Вид топлива – это еще один конек карбюратора. Учитывая, что у него нет системы считывания параметров поступающего воздуха в цилиндры, или системы оценки отработавших газов, а так же еще кучи всяких систем оценки и контроля – карбюратор не «различает», какое топливо вы ему залили АИ-92  или АИ-98. Он будет лить столько топливо, сколько ему настроено, ведь за количество постигаемого топлива для образования топливовоздушной смеси у него отвечает только несколько механических систем:
  • размер топливного жиклера;
  • топливная игла с поплавком;
  • ускорительный насос (если есть);
  • винт качества смеси.
Если в тех же условиях сравнить инжектор – систем гораздо больше, они сложнее и более прихотливы к топливу, так как параметры, заложенные в них, могут не совпасть. Все это наложит ряд ограничений либо быстрый износ системы и накопления критических ошибок.

Лудим! Паяем! Улучшаем!

Имея, в своей основе, механические системы подачи и контроля дозировки топлива, дают огромный плюс, в плане безболезненного улучшения самой системы карбюратора.

Почему? Очень просто. Для того, что бы двигатель на карбюраторной системе повысил свою эффективность, его не требуется перепрограммировать. Все решается путем обычного инструмента.

Как? Есть много решений в наше время:
  • установка жиклеров большего диаметра;
  • увеличение подающих каналов (редко используется);
  • установка карбюратора или карбюраторов большей эффективности.

Все эти улучшения обходятся владельцам карбюраторной техники гораздо дешевле, нежели владельцам инжекторной. К тому же все внесенные изменения легко вернуть к заводскому состоянию.

Живуч, как таракан

Самая распространенная поломка в топливных системах – выход из строя топливного насоса. В случае с инжекторными системами техника уже никуда не поедет своим ходом. А в случае с карбюратором – это не проблема.

В случае поломки насоса на карбюраторных системах можно сделать следующее:
  • отсоединяем неисправный топливный насос от системы подачи;
  • располагаем источник подачи топлива (либо бак, либо бутылочку с топливом) выше уровня поплавковой камеры карбюратора;
  • запускаем двигатель и продолжаем движение.

В вопросе повышенной подачи топлива в двигатель, при неисправной запорной игле поплавковой камеры есть решение, которое поможет уменьшить перелив и даст возможность двигателю более корректно работать (а при полноценном воздушном охлаждении избежать перегрева). Можно уменьшить уровень топлива в поплавковой камере, подогнув язычок поплавка. В обычных условиях это бы сильно уменьшило подачу топлива и снизило бы у двигателя тягу, но в данном случае даст снижение поступающего топлива.

При разрыве мембран вакуумных заслонок разницы очень существенной не почувствуете, но на тягу при высоких оборотах повлияет. Так же отключится работа «подсоса». Возможна небольшая потеря мощности.

В случаях засорения жиклеров, получим нестабильную работу двигателя, плохой запуск, отсутствие равномерной тяги, подвисание оборотов, снижение мощности, плохой запуск на холодную, но работе техники это не помешает. В инжекторных системах такие перебои начинают вызывать цепные реакции ошибок. Накапливаясь в системе, вызывают более серьезные ошибки и отказ работы многих систем.

Итог

Подводя все к общему знаменателю, можно с уверенностью сказать, что карбюратор, за свою долгую историю смог стать надежным и достаточно не прихотливым к условиям использования. Система относительно проста, при всем при этом может не уступать инжектору, при правильных настройках. Он не панацея и у него есть свои недостатки, но технику, на основе этой топливной системы не стоит избегать.

А если говорить в общем – то любая техника требует своевременного и правильного обслуживания, ухода. Это правило продлит и срок службы любой системы и удовольствие от ее использования!