И хочется и колется – или как правильно покупать б/у мотоцикл.

Этапы осмотра
  1. подготовка: до осмотра
  2. оборудование и инструмент для осмотра
  3. работа с компрессометром
    1. измерения на холодном двигателе
    2. измерения на прогретом двигателе
    3. измерения для проверки колец и клапанов:
  4. первая проверка - это визуальный осмотр
  5. вторая проверка – нажимаем, запускаем, слушаем
  6. третья проверка - посадка
  7. дорожный тест
  8. советы покупателю

Как мы все прекрасно знаем, на рынке у нас всегда два "умных" – один продает, другой покупает! Как не попасть впросак и купить технику самостоятельно по одэкватной цене и в нужном вам состоянии?

Скажете, что для этого необходимы профильное образование и огромный опыт? Не скажу, что эти вещи не нужны или не важны! Но в данном случае мы рассмотрим, как произвести осмотр с минимум знаний и подготовки, при этом не "залететь" на крупный ремонт, сразу, после покупки.

Этапы осмотра

Самое первое, что нужно сделать – это составить список того, что нужно осматривать вообще, при выборе б/у мотоцикла. Это даст вам возможность произвести максимально полный осмотр. Сам список берем с собой на осмотр. 

Когда езжу на осмотр техники перед покупкой, то каким бы ни был большим и обширным у меня опыт – составляю себе план осмотра, а так же стараюсь найти как можно больше информации о «болячках» конкретной модели или марки. Выезжая на осмотр, никогда не ожидаю, что подержанный мотоцикл будет без изъянов, поэтому сразу настраиваю себя на поиск проблем. Выбор на эмоциях – верный путь, что то не досмотреть! Вы должны понимать, что любая не выявленная или упущенная проблема, в последующем может вылиться в серьезный ремонт.

Проводя оценку состояния по составленному списку, вы сразу покажете продавцу, что подходите к вопросу покупки серьезно. Используйте этот список для документирования проблем, которые находите! Это станет основой для переговоров с владельцем о реальной цене мотоцикла.

Если вы думаете, что продавец слишком много просит за мотоцикл, и вы не можете договориться о цене, тогда просто спокойно уходите. Благо рынок сейчас изобилует предложениями и это не последний мотоцикл. Так же помните, что при осмотре вы обнаружите только около половины проблем, которые есть у техники. Остальная половина может проявиться после начала эксплуатации или не проявится вовсе.

Подготовка: до осмотра

  • Проверьте форумы конкретных моделей. Кто-то может быть уже ездил на самостоятельный осмотр и соответственно у него есть список, что необходимо смотреть;
  • Так же на форумах можно найти информацию о «хронических болячках». Есть ли у них какие-либо шумы или характерные отличия, которые считаются «нормальными» для этой модели;
  • Если вы не можете найти эту информацию, напишите на форуме и попросите о помощи. Те, кто знают эту модель – вам помогут;
  • Исследуйте цены, - по каким ценам эти мотоциклы продаются на рынке? Какова максимальная цена, у него и, какая комплектация при этом?
  • Запросите у продавца, как можно больше четких фотографий с разных ракурсов! Не четкие фото, ужимки и отговорки – первый признак того, что техника не в порядке (хорошему продавцу нечего скрывать);
  • Какие цены на расходные запчасти, такие как шины, цепи, звездочки, ремни, шкивы и расходники для ТО?
  • Если, на выбранном вами мотоцикле проблемы эти видны уже по фото, но не прописаны – вы уже будете знать, сколько точно уже надо будет скидывать по цене;
  • Заранее поинтересуйтесь у продавца о наличии ограничений или обременений, наложенных на технику, узнайте VIN-код и пробейте по сайтам ГИБДД и страховых;

Все выше перечисленные этапы помогут вам сформировать собственное мнение о реальной стоимости мотоцикла. Выезжая на осмотр, возьмите с собой определенную сумму денег, в которую вы оценили уже технику, это позволит вам сделать немедленное предложение продавцу, если мотоцикл исправен и соответствует вашим требованиям. 

Так же, перед тем, как ехать на осмотр, рекомендовал бы вам приобрести некоторое оборудование для осмотра:

  • Приличный небольшой фонарик является обязательным инструментом;
  • Некоторые ручные инструменты, такие как гаечные ключи и отвертки (подойдет бюджетный набор, кроме мотоциклов с дюймовой системой размерности болтов – это Американская, Канадская техника и так далее). Это можно узнать из форумов и мануалов;
  • Ветошь, для очистки замасленных деталей;
  • Компрессометр;
  • И, конечно, возьмите список контрольного осмотра и ручку, чтобы записать какие-либо проблемы.
ВАЖНО! Перед приездом на осмотр попросите продавца не запускать мотоцикл и не прогревать. Обязательно послушайте, как мотоцикл запускается на холодную. Если продавец все же вас не послушает и прогреет технику – признак того, что что-то не так (если конечно у него до вас не было покупателей еще). Старайтесь назначить осмотр на утро, когда воздух еще не прогрелся!

Работа с компрессометром (покупайте компрессометр с различными вариантами насадок, под разный диаметр свечей - хоть и дороже обычного, но подойдет под осмотр любой техники)!

Измерения на холодном двигателе:

  • Снимаете свечные колпачки, выкручиваете свечи, закрываете подачу топлива (если есть краник в системе);
  • Вкручиваете компрессометр в 1-й цилиндр, крутите ручку газа до максимума и держите ее в таком положении;
  • Включаете зажигание и нажимаете кнопку старта, что бы начал крутить стартер;
  • Смотрите на показания компрессометра и как только значение давления перестало расти, отпускаете кнопку старта;
  • Записываете показания;
  • Выкручиваете компрессометр и переходите к следующему цилиндру;
  • И так продолжаете пока не пройдете все цилиндры.

Измерения на горячуюю:

  • Запускаете двигатель и даете ему прогрется до рабочей темпиратуры;
  • Повторяете весь процесс, как при измерениях на холодную;
  • Не забывайте записывать показания.
ВАЖНО! Показания на горячую должны всегда быть больше, чем на холодную! И чем эта разница выше - значит компрессионные кольца в хорошем состоянии и клапана отрегулированы правильно. Но эти показания не являются панацеей, а служат вам для информации - что стоит обратить внимание!.

Первая проверка - это визуальный осмотр

  • Смотрите на общее состояние всего мотоцикла. Обойдите и осмотрите его со всех сторон. Что-то выделяется? Очевидно, отсутствует? Осмотрите все досконально;
  • Мотоцикл выглядит «ровным»? Посмотрите сзади, спереди и сбоку. Вилки прямые и параллельные? Рамочные трубы не повреждены? Если были падения, то такие места осмотрите более тщательно;
  • Проверьте передние и задние колеса - они стоят на одной оси по отношению друг к другу? Это наиболее видно, когда мотоцикл находится на центральной стойке (если таковая есть у мотоцикла);
  • Если заднее колесо не находится параллельно относительно переднего колеса – проверьте натяжку цепи, ремня. Вдруг сбилась (Сделать это можно следующим образом – смотрите риски натяжки на правой и левой стороне заднего маятника. Если стрелки натяжки указывают на разные риски – то колесо протянуто с нарушением соосности);
  • Если мотоцикл находится на центральной подножке, раскрутите заднее колесо. Оно должно вращаться свободно и плавно и немедленно останавливаться при нажатии на педаль заднего тормоза. Также следите за вращающимся колесом сзади - есть ли у него «колебание» (или «выбег»), пока оно вращается? Если есть, то это может, означать его погнутость или не ровность, которую исправить на спицевом колесе (за счет протяжки спиц) легче, чем на литом;
  • У мотоцикла все элементы управления должны быть целыми! Рычаги тормоза и сцепления, управление дросселем, педаль заднего тормоза, педаль переключения передач, зеркала и так далее;
  • Все ли световые приборы в порядке и на месте (если должны присутствовать по техдокументации)? Линзы в фарах не сломаны? Отражатели в фарах не ржавые или облупившиеся? Указатели поворотов на месте? Мелочи вроде, на движение не влияют, но на дорогих мотоциклах могут такие мелочи стоить очень дорого;
  • Проверьте все «пульты» на руле. Что бы работали исправно без «подвисаний» и задержек. Без замыканий на другие функции;
  • Шины, в каком состоянии? Проверьте боковые стенки на наличие трещин (сильные трещины на шине – значит, шина при нагреве может начать пропускать или хлопнуть), проверьте глубину протектора. Так же осмотрите равномерность износа шин. Неоднородность износа может сулить от центровки колеса до замены подшипников;
  • Осмотрите сами колесные диски, на предмет отсутствия спиц или их погнутости, а так же на сколы или отсутствия каких либо частей диска (для литых дисков);
  • С колесами все? Переходите к сидению и крыльям. Осмотрите само сидение, проверьте посадку, осмотрите крылья на возможные повреждения и удары, оставленные после ДТП;
  • Осмотрите обтекатель (если имеется). Особенно касается мотоциклов класса некед и спорт, так как их установка напрямую зависит от целостности креплений, которые стоят на раме;
  • Осмотрите лакокрасочное покрытие мотоцикла. Как выглядит краска на раме? Состояние пластика;
  • Осмотрите внешнее состояние топливного бака. Откройте топливный бак, посветите туда фонариком и проверьте его на внутреннюю ржавчину (если внутри видно ржавчину, возможно, потребуется чистка бака, а так же может быть, что бак, в какой-то момент, потечет по шву). Проверьте наличие утечек бензина из бака, топливных линий, переливных трубопроводов (топливо на земле под мотоциклом) или карбюраторы. Если вы почувствуете запах бензина, то вероятно, есть утечка. Не пытайтесь запустить мотоцикл, пока не найдете ее, а лучше это делать только после ее устранения;
  • Осмотрите двигатель на наличие подтеков масла, как свежих, так и старых. Установите приблизительно (если есть возможность доступа) откуда течет. Так вы сможете понять, насколько скор и серьезен, может быть ремонт. Осмотрите двигатель на утечки масла снизу. Если вы осматриваете мотоцикл на парковке и до вас его не отгоняли с этого места – посмотрите, нет ли под мотоциклом следов масла;
  • Осмотрите «перья» передней вилки на наличие масляных подтеков, а так же задние амортизаторы на те же признаки. Если есть подтеки, то вскоре может потребоваться замена сальников;
  • Проверьте уровень охлаждающей жидкости, тормозной жидкости, моторного масла (все должны иметь индикацию нужного уровня). На некоторых мотоциклах может не быть смотрового окошка на переднем тормозном резервуаре (например, на некоторых Harley-Davidsons). Используйте инструменты, которые вы купили, чтобы снять крышку резервуара и проверить уровень (снимайте крышку аккуратно, так как под ней идет резиновая мембрана, порвав которую вы повредите механизм выжима). Если жидкость выглядит темной или неоднородной, имеет какие либо посторонние вкрапления – такая жидкость под замену;
  • Осмотрите цепь. Цепь должна быть не ржавой, чистой и равномерно смазанной. Если она сильно ржавая и сухая, то возможно уже требуется замена. Если же цепь в грязи и в старой черной, смольного цвета, смазке – то цепь нужно будет обслужить;
  • Осмотрите приводные звезды. Лучше всего проверить основную звездочку (на заднем колесе). Если зубья на ней очень заострённые, то ей необходима замена в ближайшее время. К тому же не должно быть отсутствующих зубьев. С такой звездой мотоцикл эксплуатировать нельзя;
  • Если на мотоцикле ременная передача – принцип тот же примерно, что и на цепной. Осмотрите ремень на предмет серьезных трещин, лезут ли из него нити и корд, целы ли зубья. Если нет – ремень менять. Шкив должен быть целым. Бурты (боковины желоба ремня) должны быть целыми. Сам шкив без трещин. Если же есть один из перечисленных недостатков – эксплуатировать мотоцикл можно будет только после замены ремня и шкива;
  • Проверьте проводку на предмет целостности, родная ли изоляция, есть ли лишние и кустарные «скрутки», все ли родные штекера на месте. Проверьте все предохранители на их наличие и целостность (вынимаете предохранитель и смотрите на свет, цел ли проводок внутри него – если нет, то предохранитель надо менять). Проверьте АКБ на наличие белого налета у клемм и целостность самого корпуса;
  • Сверьте номера на раме и двигателе с номерами указанными в документах. Проверьте, что бы все номера на агрегатах были равномерны (выглядели заводскими). Не внушают доверия, можете запросить экспертизу на подлинность, отказаться от сделки вообще или на крайний случай договорить о передачи денег только после того, как продавец, совместно с вами оформит мотоцикл в ГИБДД и вы получите номерные знаки и документы на руки;
  • Если вам владелец может предоставить чеки на ремонты и историю обслуживания – это плюс, но не значит, что дальше осмотр проводить не нужно.

Вторая проверка – нажимаем, запускаем, слушаем

  • Сперва, проверьте, запускался ли до вас двигатель. Как говорил ранее – осмотр мотоцикла нужно делать (в идеале) всегда только на холодную. Запустите двигатель и послушайте посторонние шумы. Двигатель должен работать ровно, без «плаванья» оборотов, никаких посторонних, неприятных звуков из него доносится не должно. На поворот ручки газа должен реагировать без «тормозов». Обороты развивать моментально, но и так же быстро их скидывать без провалов;
  • Осмотрите выхлоп при работающем двигателе. Вся система должна быть герметична, дым не должен выходить, в каких-то других местах, кроме как окончание выхлопной трубы. Внутри глушителя не должно быть посторонних звуков, дребезжаний. Все кронштейны должны быть целыми;
  • Сядьте на мотоцикл и начните тихонько пытаться включить передачи. Должен быть небольшое люфт («свободная игра»), прежде чем вы сможете почувствовать сопротивление, до включения самой передачи. Это только движение вверх и вниз, без каких-либо заметных боковых движений. Само включение передачи должно быть четким и без сильных ударов и проскальзывания. Коробка передач не должна издавать хрусты и скрипы;
  • Проделайте ту же проверку на люфт с педалью тормоза.

Третья проверка - посадка

  • Сядьте на мотоцикл, зажмите передний тормоз, ногами держите равновесие, опираясь на землю. Резко надавите своим весом на переднюю часть мотоцикла и тут же встаньте. Если есть, какие то подозрительные скрипы или подвеска показалась вам через, чур, вялой, то это может сулить серьезные расходы (если подвеска полностью регулируемая, то возможно сбиты настройки). Попросите хозяина подержать мотоцикл, а сами нажмите задний тормоз и резко надавите на заднюю часть мотоцикла, после резко отпустите. Так же как и с передней подвеской слушаем скрипы, стуки, смотрим вялость (если амортизаторы имеют регулировки, то требуется смотреть настройки);
  • Поверните рули влево и вправо, как будто вы управляете мотоциклом. Во время перемещения руль сильно жесткий или очень мягкий? Ходит ли он вверх вниз? Есть ли стуки и перемещение руля относительно оси? Нажмите передний тормоз и затем оттяните назад руль. Можете ли вы почувствовать какое-либо движение у подшипников рулевой шейки? Есть посторонние стуки – возможно проблема так же в рулевых подшипниках. Самые распространенные неисправности рулевого управления – износ рулевых подшипников, их неправильная затяжка, выход из строя рулевого демпфера;
  • Осмотрите замок зажигания. Проверьте его на включение блокировки руля. Хорошо ли ключ поворачивается и достается. Не закусывает ли ключ внутри;
  • При посадке на мотоцикл сиденье не должно ходить, как продольно, так и поперечно. Если есть хождение, то это может сулить не слабыми неприятностями во время движения. Это ваша безопасность;
  • Проверьте натяжку цепи. В большинстве своем контроль для всех марок примерно одинаков и выглядит следующим образом: Находите центр заднего маятника, со стороны цепи; берете рулетку и ставите ее в цент, который нашли; затем вытягиваете рулетку до самой цепи и смотрите, сколько идет провис в свободном состоянии; затем, не убирая разложенную рулетку, за цент цепи тянете ее к центру маятника; как только цепь натянулась, смотрите показания по расстоянию на рулетке. Для мотоциклов класса спорт – свободный провис в среднем от 10 до 15мм; для мотоциклов дорожных и классических, где подвеска мягче – свободный провис в среднем от 15 до 25мм; для мотоциклов класса кросс, эндуро и так далее – свободный провис в среднем от 30 до 45мм. Если провис выходит за эти пределы в плюс или минус, то это повысит износ цепи, а так же повысит износ звезд;
  • Проверьте механизм выжима переднего тормоза. Он свободно перемещается с прогрессивным сопротивлением, когда вы нажимаете и включаете тормоз? Прокатите мотоцикл назад и вперед, чтобы проверить, что тормоз срабатывает равномерно. Проверьте, в каком состоянии тормозные колодки и какой остаток самих фрикционных накладок на колодках. Если остаток близок к 1мм, то колодки требуют замены и эксплуатация с такими колодками опасна (на барабанных тормозах проверка остатка накладок осуществляется через смотровое окошко. Для этого нужно снять защитное резиновое уплотнение и посветить фонариком в отверстие);
  • Проверьте сцепление. Включите рычаг сцепления. Перемещение равномерное? Жесткое или слабое? Запустите двигатель и проверьте свободный ход сцепления. Он не должен быть большим. Включите передачу и отпускайте сцепление до момента начала движения. Почувствуйте этот момент. Мотоцикл должен начинать движение плавно, без рывков. Включите обратно нейтраль. На сколько легко вы переключаете обратно коробку из передачи в нейтральное положение. Поисков нейтрали не должно быть. Все включения легкие;
  • Проверьте световые приборы. Убедитесь, что все огни работают. Проверьте фару на работу габаритов, ближнего и дальнего света, проверьте работу стоп-сигнал и приборов информационной панели, а так же ее подсветку, работу аварийной сигнализации (все приборы должны работать ярко). Надавите на заднюю педаль тормоза, затем нажмите рычаг переднего тормоза. Убедитесь, что стоп-сигнал работает и при срабатывании переднего и при срабатывании заднего тормоза.

Наконец - дорожный тест

  • Все эти этапы проверок дают вам возможность понять, на сколько исправна техника и готова ли она к эксплуатации. На сколько дорог может быть предстоящий ремонт после покупки;
  • Запустите двигатель и дайте ему немного прогреться. После чего оцените – дымит ли двигатель, когда уже прогрет. Какого цвета дым после прогрева? Если черный дым – то это много топлива. Сизый или синий дым – горит масло. Оптимальный цвет это бледно белый. Причем выхлопные газы должны рассеиваться быстро;
  • Убедившись, что мотоцикл исправен и годен для поездок, то можете проехать для полного понимания состояния (некоторые владельцы наотрез отказываются давать мотоцикл проехать). Двигайтесь спокойно, пока не убедитесь, что тормоза работают хорошо. Слушайте любые шумы. Опять же, увеличиваются или исчезают шумы с увеличением скорости движения? Все работает так, как вы ожидаете? Можете ли вы представить, что вы едете на нем два часа? 
Если после всех проверок и самой поездки вы вернулись с улыбкой на лице и уверенностью в том, что цена за мотоцикл адекватна и вам подходит? - Поздравляю! Похоже, вы нашли хороший мотоцикл, и пришло время договориться с продавцом.

Советы покупателю

Проведя все проверки, оцените все возможные затраты, которые понесете после покупки. Соотнесите с ценником такого же мотоцикла в хорошем состоянии на рынке. Узнайте, если есть возможность, примерный ценник по работам и з/ч. Только после этого определяйтесь с конечной стоимостью, которую готовы заплатить продавцу. Не забывайте вести аргументированный торг приводя цены и факты в доказательство своих слов.

Выполняя эти несложные требования вы сможете приобрести себе хороший мотоцикл по честной цене.  Так же будете уже готовы расходам на з/ч и работы по ремонту.

Всем хороших и правильных приобретений!

Составьте список того, что необходимо осмотреть и на что нужно обратить особое внимание
Составьте список того, что необходимо осмотреть и на что нужно обратить особое внимание
Прикупите минимальный набор необходимого инструмента. Он вам пригодится не только для проведения осмотра, но и самостоятельного ремонта
Прикупите минимальный набор необходимого инструмента. Он вам пригодится не только для проведения осмотра, но и самостоятельного ремонта
Такой компрессометр подойдет для проверки любого мотоцикла
Такой компрессометр подойдет для проверки любого мотоцикла
Осматривайте основательно подмечая и отмечая каждую мелочь
Осматривайте основательно подмечая и отмечая каждую мелочь
Не ленитесь заглядывать под разными ракурсами. В труднодоступных местах можно обнаружить признаки серьезных проблем
Не ленитесь заглядывать под разными ракурсами. В труднодоступных местах можно обнаружить признаки серьезных проблем
Тщательно осматривайте звезды/шкивы и сами цепи/ремни
Тщательно осматривайте звезды/шкивы и сами цепи/ремни
Тормоза должны работать исправно, без закусываний и "подвисаний"
Тормоза должны работать исправно, без закусываний и "подвисаний"
Осмотр выхлопной системы тоже очень важный аспект
Осмотр выхлопной системы тоже очень важный аспект
Сама посадка и ощущения при ней важны. Если есть возможность проехать - этот шанс не упускайте!
Сама посадка и ощущения при ней важны. Если есть возможность проехать - этот шанс не упускайте!