Цепочку н-н-н-нада?

Каждый из нас, перед тем, как покупать свой первый (или уже далеко не первый) мот, «прогонял» через свой мозг тонну информации. Находил «за» и «против» по разным маркам и моделям. Смотрел и сравнивал тонну характеристик разных производителей и классов. Все для того, что бы отыскать тот самый идеальный мот для себя любимого. Многие делают выбор исходя только из внешних данных и скоростных характеристик. Но сегодняшний, описанный мною взгляд, для людей подходящих к выбору осознанно.

Так, как при выборе мото, есть много факторов влияющих на характеристики, то сегодня мы рассмотрим один из многих. Скажем так - из десятки важных (остальные рассмотрим отдельно в других блогах). Сегодня мы рассмотрим - тип приводного механизма! Непосредственно то, что передаёт крутящий момент (движущую силу) с КПП на заднее колесо.

Их три типа:

  • Цепь;
  • Кардан;
  • Ремень.

Да, да. Именно те самые трое, по поводу которых все спорят - кто лучший? Мы сегодня взглянем не со стороны противостояния, а со стороны сравнения, здравого смысла, практики и опыта.

И так, первый пошёл!

Цепь.

Цепь, один из самых распространённых видов приводов. И сейчас имею ввиду не только мото, но и авто. Передача крутящего момента нужна и в самом двигателе. С коленчатого вала на распределительные валы, в различного типа кпп тоже используется цепь (не только шестерёнки). И вроде бы такое широкое и массовое применение, но ей не уступают место и другие типы приводов. Почему? Сейчас рассмотрим по порядку. Как и у любого механизма, у цепи, есть ряд плюсов и минусов.

Из плюсов:

  • чем крепче и «мощнее» звено, тем больше нагрузку держит цепь;
  • относительно не высокий вес, по сравнению с карданом;
  • высокие показатели на разрыв;
  • простота установки.

Из минусов:

  • как и любой металл, цепь под воздействием натяжения и нагрузок, испытывает усталость металла (звенья растягиваются);
  • в конструкции цепи имеются резиновые уплотнители (сальники звена), при износе которых, звенья клинят из за попадания грязи и реагентов;
  • требует частого и тщательного ухода для долговечности службы (чистка, смазка, протяжка).

За цепью, как и за любым другим приводом нужен уход. Без должного вмешательства в ее обслуживание, можно получить много печальных последствий. Это и убитые звезды, «прошорканные» успокоители,  а это все несёт лишние затраты. Периодичность обслуживания зависит от производителя и класса мото. Но в целом это примерно одни и те же данные. Чистка и смазка каждые 500-800 км.

Подтяжка цепи каждые 800-1000 км. После мойки под высоким давлением или долгой поездки в дождь - смазка обязательна. В остальном, при соблюдении не сложного регламента, цепи служат от 10000 до 20000 км. Бывают и большие пробеги на одной цепи, но это больше зависит от стиля езды и ухода.

Кардан.

Карданная передача, как и цепная нашла очень широкое применение, в нашей повседневной жизни. Она используется и в тяжёлом машиностроении, и на суше, и в море, и в воздухе. Карданная передача применяется там, где требуется большая надежность и передача высокого крутящего момента, при больших разницах в передаточных отношениях ведущей и ведомой системы.

Из плюсов:

  • выдерживает очень большие нагрузки, как кратковременные так и продолжительные;
  • не требует частого обслуживания;
  • мотоциклы с такой передачей имеют высокие тяговые характеристики;
  • защищена от влияния из вне.

Из минусов:

  • очень большой удельный вес всей передачи в сбое, по сравнению с другими типами передач;
  • большие габариты, по сравнению с другими типами приводов;
  • сложное конструктивное исполнение;
  • при выходе из строя редуктора или дифференциала требуется квалифицированное вмешательство;
  • после замены элементов редуктора или дифференциала, требуется точная регулировка.

Если смотреть с конструкторской точки зрения, то карданная передача это, как ещё один двигатель у вас в мотоцикле. В ее конструкции есть свои особенности. А у современных мотоциклов она имеет очень сложно исполнение, так как завязана с множеством электронных систем безопасности. Но при должном использовании, срок службы, у отдельных производителей, до нескольких сотен тысяч км.

Ремень.

Самый обсуждаемый тип передачи крутящего момента, с двигателя, на колесо - ремённая передача. Очень много споров за и против. Все доводы имеют место быть. От себя могу сказать следующее, что все просто, кому на ремне нравиться катать, а кому то нет.

Из плюсов:

  • при должном уходе, имеет большой ресурс эксплуатации;
  • не требует столь частого обслуживания, как цепь;
  • конструкция имеет малый вес;
  • компенсирует ударные нагрузки и повышает плавность хода при старте;
  • имеет низкие показатели шума в отличии от цепи и кардана.

Из минусов:

  • особенности замены и настройки;
  • дороже по расходным материалам, чем цепь;
  • ремни имеют множество вариаций и поэтому трудней найти замену, чем при использовании цепи;
  • при попадании посторонних предметов (такое бывает) в сочленение зуба ремня и шкива - рвётся.

По мне, ремень имеет свои плюсы, как и своих ценителей. Можно только добавить, что у него много поклонников. Большинство американской мототехники базируется на ремённой передаче, а это что то да значит.

Что в итоге?

Все типы приводов имеют, как минусы, так и плюсы. Однозначно выбрать первого среди всех не выйдет. Здесь каждый определяется сам для себя, что ему ближе по бюджету и не только. От себя добавлю, что в любом случае, какой бы тип привода не был выбран, он требует ухода и обслуживания. Без таких мелочей, жить долго не будет ни один тип привода. Каким бы он ни был надежным и крепким, все имеет свой срок службы. 

Следите за своими железными конями, берегите их. И надеюсь наша маленькая статья, поможет вам, хоть немного, сделать правильный, для себя, выбор!

Вариация цепной передачи.
Вариация цепной передачи.
Самая обычная карданная передача.
Самая обычная карданная передача.
Ремённая передача с преднатяжителем.
Ремённая передача с преднатяжителем.